IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topic
> Казахстан май 2013 - часть 1
DPR
сообщение Jul 11 2013, 14:14
Сообщение #1





Группа: Форумчане
Сообщений: 510
Регистрация: 11-April 11
Пользователь №: 60,538







В мае 2012 мы познакомились с Казахстаном, пройдя ставший уже классическим маршрут по Мангышлаку. Нам очень понравилось!
В этом году как-то сама собой сложилась идея прокатиться в восточном направлении в сторону Арала. Тем более, что с прошлого года остался должок - до Актолагая мы так и не добрались. По двум причинам. Во-первых, в Кульсары тогда не удалось заправиться и примерно на полпути стало понятно, что нам по такой дороге просто не хватит топлива. Во-вторых, мы были настроены на легкую радиалочку, а дорога оказалась непростой и небыстрой.
Итак, основная нитка в этот раз: Кульсары-Актолагай-чинк Донызтау-Бозой-Арал.


Трек Кульсары-Актолагай у меня был. И был набор треков от Кульсары и Бейнеу в сторону Арала без пересечения Эмбы. Плюс куча точек. За все это спасибо Андрею Форосенко.
Но вот про то, чтобы кто-то проехал именно таким маршрутом, я не нашел ни отчетов, ни треков. Ну тем интереснее, спутниковые снимки в помощь.

Примерно за месяц до старта выяснилось, что команды нет, и мы уже готовы были ехать соло, наудачу разместили объявления на паре форумов, но тут к нам неожиданно присоединились давние знакомцы из Питера - Сергей и Ольга. Ну и хорошо, командой и веселее и надежнее.

Старт 1 мая. Особо вспоминать про доездинг не хочу, в первый день 900км за 19 часов, включая полтора часа на выезд с платного участка М4 перед Воронежем...
Вспомнил, что забыл дома кочергу для доставания травы из защиты и на всех тех.остановках по пути начал искать проволоку. Где-то под Астраханью наконец нашел, согнул кочергу, теперь мы точно готовы (:
Так или иначе к концу третьего дня добрались до Атырау, отставание от графика примерно полдня. 4 мая с утра доехали до Кульсары, заправили баки и канистры, закупились на рынке овощами-фруктами.
Все, теперь возвращаемся на 15км на север и выходим на маршрут!

Выход на маршрут... Совершенно особенный момент, самый любимый мною момент путешествия. Вся подготовка, местами интересная, местами рутинная, осталась в прошлом. А впереди весь Маршрут с ожидаемыми и неожиданными дорогами, встречами, приключениями...

На развилке остановились и решили перекусить в шайхане, время-то уже к обеду.


Пока ждали заказанного, навстречу нам из степи выехала команда. Ребята из Москвы, собираются на Мангышлак, из степи едут после ночевки под плато Аккергешен. Нормальные веселые ребята, на нормальных машинах. И среди них хмурый водитель Renault Duster. Мужик явно был не в духе, и можно его понять. 80км по этой дороге только чтобы увидеть Аккергешен и/или переночевать - спорное решение. Наверное когда-то она была хорошей, капитальная насыпь, асфальт. Он и сейчас кое-где остался, местами даже можно до 60 разогнаться, но потом придется тормозить в пол, ямы размером от "с колесо" до "с машину". Рядом с дорогой идет множество колей, они в целом поглаже, но и там нередко встречаются поперечные канавы. В общем дерганная езда со средней безопасной скоростью порядка 30км/ч и значительным расходом топлива.
Мужик стоял и смотрел в ту сторону, что-то буркнул нам в ответ в смысле: "Ну что, цыплятки, на прогулку собрались? Будет вам сейчас прогулочка".
Да, знаю по прошлому году. Поэтому еще дома наметил траекторию по степным колеям подальше от дороги. Расчет оказался верным - немного проиграв по расстоянию, мы расслабленно шли 40км/ч, просто наслаждаясь простором и медленно растущим на горизонте белым чинком плато Аккергешен.


Добрались, полазили, покатались. По сравнению с чинками Устюрта масштаб, конечно, скромный, но для разминки очень даже неплохо.




Теперь идем на север, к горе Иманкара. В принципе необязательная точка, столь же красивых видов у нас впереди немало. Но ее посещение дает возможность объехать по степи еще 20км той самой дороги. У Иманкары решили больше никуда сегодня не ломиться и встать на ночевку. Место красивое, складки рельефа закрывают его со всех сторон, только с самой горы оно просматривается. Ну, за первый ходовой день!


5 мая
Сегодня у нас на очереди т.н. "асфальтовое озеро" и плато Актолагай, ну а дальше как сложится.
Для начала заглянули в "пещеру" на западном склоне.


На щите написано:
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ПЕЩЕРА ИМАНКАРА
РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
ОХРАНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ

По мне - неинтересное рукотворное сооружение, пара помещений, пикничный мусор. Здесь же местные на автобусе и буханке (пикник? экскурсия?). Задерживаться не стали. Заехали на гору, полюбовались видами.


Вниз спустились по другой дороге, по степи вышли к площадке нефтяников. Вообще я бы и ее предпочел объехать, дабы охрану не беспокоить, но подходящих колей не попалось. Никто на нас внимания не обратил, выехали на основную дорогу, 6км по ней и уходим вправо к "асфальтовому озеру".
Вся эта местность - территория практически заброшенного ныне нефтяного месторождения Мунайлы-Мола, одного из первых районов нефтедобычи в Казахстане. Вроде как даже братья Нобель к этом руку приложили. Здесь имеются естественные выходы нефти на поверхность, легкие фракции со временем улетучиваются, остается битум. Минеральная порода, пропитанная битумом, называется "кир". Кстати, второе название этого месторождения - Кировское - то ли в честь Сергея Мироновича, то ли в силу специфики производства. Так вот кир это по сути готовый асфальт - разогревай и укладывай дорожное полотно. Мне как-то даже попался бизнес-план разработки этого месторождения под строительство дороги Атырау-Бейнеу.

Итак, асфальтовое озеро. Озеро самое обычное, водяное. Вернее даже два. Одно, возможно, естественное. Смотрится живописно.




Второе точно рукотворное, просто небольшой заброшенный карьер по добыче кира.


Ну а "асфальтовое" потому, что в окружающей породе сплошь и рядом встречаются куски самого обыкновенного асфальта. Присутствует он и в шаровидных конкрециях.




Немного поискав, находим выплавленную жарой лужицу битума. Ну и запах соответствующий - несильный, но вполне различимый. Странно, вроде природное явление, но тянет на какой-то постапокалиптический техноген. Весьма атмосферное место!


Движемся дальше к Актолагаю. Расслабленно идем по треку, отличная колея, вон уже и горы на горизонте показались. Упираемся в сухой колодец, дальше колеи нет, ну то есть совсем. Вправо и влево есть, а прямо нет. А трек дальше идет. Сюрприз, однако. Ездить по степи по целине я толком не пробовал, ну может сотню-другую метров. Помню, что в принципе ехать можно, но тряско, по колее удобнее. Решаю все же поискать колею, сворачиваю на юг. Проехав порядка 10км, понимаю, что пора что-то менять. Достаю ноут со спутником, смотрю, на 15-м зуме начинаю различать какие-то линии в нужную сторону. Сворачиваю тупо в степь, добираюсь до линии, ничего. А вон там подальше еще группа линий видна, едем туда. Приехали, снова ничего. А вроде по степи и так едется, да и до трека, с которого мы ушли, уже недалеко, поехали к нему. Добрались до трека, целина. А ну его к лешему, поехали уже по стрелке.
Перед Королевой Актолагая трек делает петлю на север. Эта странность объясняется просто - точку я взял из Panoramio, там она стояла неверно. Шел на нее, пока не увидел Королеву вживую, тогда уже свернул. Подъехали почти вплотную, обошли вокруг, вообще никаких следов, мы здесь точно первые в этом сезоне.


Получилось 30км по целине, ехать вполне можно, иногда и под 40км/ч. Но только пока не начинаешь пересекать русла потоков, текущих здесь повсюду в период таяния снега и после сильных дождей. Нам еще крупно повезло, что все успело высохнуть, ведь в середине апреля тут было +10 с ливнями.

Здесь остановились на обед





От Королевы уже привычно по целине движемся к основному массиву Актолагая. Пересекаем довольно глубокое русло и выходим на дорогу, ведущую на плато. Вот ради этого стоило сюда ехать








Прокатились по плато, в нескольких местах подъезжали к краю. Виды - не оторваться, высота обрыва порядка 100 метров. К сожалению фотки не передают этого великолепия.




С плато южным спуском вступили в область, о проезжести которой у меня не было никаких сведений. Было понятно, что первым делом надо выйти к мосту через Эмбу. Это порядка 40км, какие-то колеи со спутника видны, теоретически есть несколько возможных траекторий, но все они так или иначе пересекают некие русла и подозрительно светлые места. Ладно, вот вроде есть колея, идет в нужном направлении, едем, там видно будет. А дальше и рассказывать нечего, просто катились по намеченным еще дома точкам, как по нотам. Километров за 15 до моста встали на ночевку прямо посреди степи.


6 мая
План на сегодня - тайник "Земля 3007" http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3450, Эмба, некрополь после моста, перегон до чинка Донызтау, выход на южный трек, возможно доезд до т.н. святилища амазонок.
Непринужденно добрались до моста, спустились к реке. Вода не холодная, погодка шепчет, устроили помывку. Эмба здесь сейчас глубиной по колено, твердое песчаное дно, при необходимости можно было и вброд переехать.


А про тайник-то я совсем забыл, спасибо Серега напомнил, придется немного возвращаться. Доехали, тайник не нашли, а жаль - был бы first found. Этот кусок трека я вырезал.
Обратно через мост к некрополю.


Люблю я вот такие заброшки, особенно кладбища. Полазили, посмотрели, питерцы решили там вирт.тайник сделать.






Дальше почти день движения "по смыслу". Никаких особых точек я заранее не намечал, просто ехали подходящими колеями примерно в нужном направлении. Иногда колеи растворялись в степи, тогда какое-то время двигались по целине до следующей. Прошли поселок Дияр, там есть источник, воду не пробовал. Поселок немаленький, не один десяток домов. Спросил про бензин, сказали нет.
В 15км южнее наткнулись на мощный источник, навскидку не меньше 10л/с. Вода почти пресная и на удивление не холодная, с учетом полуденной жары на улице - приятно прохладная. Все с удовольствием приняли душ, несмотря на утреннюю помывку.


Здесь же и на обед остановились


Еще 20км и мы наконец выходим на южный трек, впереди обширный солончак под чинком Донызтау. Со спутника солончак выглядит страшновато, но трек идет прямо по нему. Подъехали, да, вроде сухо, колея накатана, но рядом с ней видны следы серьезного рубилова серьезной техники. Ну а чинк Донызтау - хорош!


Поднимаемся на плато и движемся к "святилищу амазонок". Древнее место не то захоронений, не то поклонения. Якобы там нашли каменные фигуры, якобы женщин и якобы с оружием, поэтому "амазонки". Мы там ничего такого не увидели.
Приличных размеров центральное сооружение,


вокруг скорее всего захоронения.


Видны следы планомерных археологических раскопок.


Амазонок не нашли, возможно археологи увезли все самое ценное. Здесь заночевали.


Часть 2

Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 скрытых пользователей)
0 Пользователей

 



Текстовая версия Сейчас: 23rd March 2019 - 05:50
Mocha v1.2 Skin © Bytech Web Design